Изобретатель электрических тормозов для лыж и сноуборда – профессор и старший лектор инженерной школы Тайера в Дартмудском колледже (Thayer School of Engineering Dartmouth College, Hanover, New Hampshire) – Виктор Петренко (Victor F. Petrenko) рассказал «Мембране» о своих последних разработках.Поводом к интервью стала новость о создании профессором Петренко системы электротормозов для лыж: в основании лыжи по всей её длине встроены два полярных провода, соединённых с трёхвольтовой батарейкой, которые взаимодействуют с частицами льда и снега.Проще говоря, «плюсовой» провод притягивает отрицательно заряженные частички снега и льда, а «минусовой» – наоборот. Таким образом, Петренко, используя полупроводниковые свойства льда, сумел усилить сцепление лыж с поверхностью.- Уважаемый профессор, известие о Вашем изобретении распространили все мировые информагентства – поздравляем Вас!- Спасибо.- Расскажите, пожалуйста, как родилась эта идея и как давно вы работаете над этим проектом?
Можно ли сказать, что создавать эту технологию Вы начали ещё будучи в России?- Я работаю над этим проектом (но не только над ним) с 1993 года. В России я занимался только «чистой физикой».
Но весь теоретический фундамент был заложен мной в восьмидесятые годы. – Правда ли, что разработанная Вами технология может не только замедлить движение по льду и снегу, но и ускорить его?- Это правда. Однако, «ускорять» мы можем пока только на 5-10%.
Но эти 5% могут сделать последнего в соревновании лыжников первым. – Для того, чтобы ваша технология работала, нужны источники энергии – как вы предлагаете решить эту проблему?- Для увеличения трения достаточно небольшой батарейки типа АА в каждой лыже. Ускорение требует больше энергии, и мы планируем использовать батарею от ноутбука. – Каким образом, например, лыжник сможет управлять тормозом или «ускорителем»?- Микрочип, вмонтированный в лыжу, будет это делать сам.
Для дополнительного контроля можно использовать Remote infra red или RF Control.
Тормоза для сноуборда
- Катаетесь ли Вы на лыжах?
Если да, то пользуетесь ли собственным изобретением?- Я катаюсь на всех возможных лыжах: горных, Cross Country и так далее. Поскольку выпуск новых лыж ещё не налажен, я пользуюсь обычными. – Судя по некоторым сообщениям, ваша революционная технология применима не только к лыжам и сноуборду – говорят, ваша разработка могла бы быть использована в автомобильной и обувной промышленности, так ли это?- Это правда.
В настоящее время мы испытываем автомобильный тормоз на льду. – Поступают ли к Вам предложения о реализации Вашего изобретения? Можете ли Вы назвать компании, которые будут использовать Вашу разработку?- Предложений очень много, ведутся переговоры.
Пока они не закончены, я не могу вам дать имена компаний.
Нынешние методы борьбы с оледенением не только весьма дорогостоящи, но и опасны – применяемые химикаты таят в себе смертельную угрозу для человека
Два года назад Виктор Петренко разработал устройство De-Icer, при помощи которого можно легко и быстро очистить ото льда и снега гигантский самолёт.
Принцип действия заключается в том, что на крыльях самолётов устанавливаются электроды, заряд от которых трансформирует лёд в газ (минуя жидкое состояние). Подо льдом в очень короткий промежуток времени образуются водород и пузырьки кислорода, которые ослабляют связь между льдом и металлом.- Ваша разработка De-Icer была признана лучшей в номинации AEROSPACE по результатам 2000 Discover Award for Technological Innovation – расскажите, пожалуйста, об этом изобретении.
De-Icer уже используется?- Это очень длинная история. Мы работаем над новым De-Icer намного дольше, чем над тормозами и поэтому добились здесь большего прогресса.
De-Icers для самолётов и ветровых стёкол автомобилей готовы. Их разработка закончена.
Новые De-Icers очищают поверхности ото льда менее чем за одну секунду и потребляют от 10 до 100 раз меньше энергии, чем старые известные методы. В мае этого года новые De-Icers будут также установлены на новой автодороге в Германии.
Мы работаем над De-Icers для холодильников и крыш домов. – Какие перспективы в области изучения льда и использования его в качестве полупроводника? Занимаются ли аналогичными исследованиями Ваши коллеги, в том числе в России?- Мы сделали солнечную батарею из льда.
В России физикой льда занимаются мои коллеги из института физики твёрдого тела РАН.- Каково, на Ваш взгляд, нынешнее состояние российской науки?- Состояние очень тяжёлое. Но Земля русская всегда была богата талантами.
Так что наука там выживет.